Как улучшить память в разном возрасте

Симптоматика

По каким признакам можно распознать, что начались проблемы с памятью? Об этом свидетельствуют не только забывчивость и невозможность что-то запомнить, но и ряд физических недомоганий или психоэмоциональные расстройства.

Тревожные звоночки, указывающие на то, что память ухудшается:

забывчивость в бытовых вопросах (неспособность запомнить, что надо купить в магазине, какие дела предстоит сделать сегодня);
невозможность сосредоточиться на чём-то конкретном (проблемы с памятью и концентрацией внимания тесно взаимосвязаны);
неспособность заучить, запомнить информацию, трудности с её воспроизведением;
неустойчивое, рассеянное внимание;
проблемы с мыслительными процессами: нарушение логических связей, потеря остроты ума;
растерянность;

социальная дезадаптация, аутизм;
туманное сознание.

Иногда проблемы сопровождаются ухудшением самочувствия. Попутно могут наблюдаться:

  • головные боли;
  • скачки давления;
  • тремор рук;
  • мышечные спазмы;
  • головокружения;
  • ухудшение зрения (понижается резкость, начинают летать мушки и расплываться круги).

Если на фоне 2-3 перечисленных проблем со здоровьем ухудшилась память, нужно немедленно обращаться за помощью к специалисту. Всё это свидетельствует о стремительно развивающихся патологиях головного мозга.

Лечение также требуется, если наблюдается слишком резкое ухудшение памяти. Например, всю свою жизнь вы могли без ошибки прочитать наизусть письмо Онегина к Татьяне, а сегодня строчки путаются в голове — это ненормально. Если в течение 2-4 дней восстановления забытой информации не происходит, а ситуаций с подобными провалами становится всё больше, это также может быть симптомом поражения мозговых структур.

Почему случаются провалы в памяти?

Причины нарушения памяти и внимания у взрослых и детей могут быть разными. Если у ребенка при врожденной умственной отсталости сразу возникают проблемы с обучением, то во взрослое состояние он уже придет с этими расстройствами. По-разному могут реагировать дети и взрослые на окружающую обстановку: детская психика более нежная, поэтому стрессы она переносит тяжелее. К тому же, взрослые уже давно изучили то, что еще только пытается освоить ребенок.

Как ни печально, но тенденция к употреблению алкогольных напитков и наркотических средств подростками, да и маленькими детьми, оставленными без присмотра родителей, стала пугающей: не так уж и редко фиксируются в сводках правоохранительных органов и лечебных учреждений случаи отравлений. А ведь для детского головного мозга алкоголь – сильнейший яд, крайне негативно влияющий на память.

Правда, некоторые патологические состояния, часто выступающие причиной рассеянности и плохой памяти у взрослых, как правило, исключаются у детей (болезнь Альцгеймера, атеросклероз, остеохондроз).

Причины нарушения памяти у детей

Таким образом, причинами нарушения памяти и внимания у детей можно считать:

  • Недостаток витаминов, анемии;
  • Астению;
  • Частые вирусные инфекции;
  • Черепно-мозговые травмы;
  • Стрессовые ситуации (неблагополучная семья, деспотизм родителей, проблемы в коллективе, который ребенок посещает);
  • Плохое зрение;
  • Опухоли головного мозга;
  • Психическое расстройство;
  • Отравления, употребление алкоголя и наркотических средств;
  • Врожденную патологию, при которой умственная отсталость запрограммирована (синдром Дауна и др.) или другие (какие угодно) состояния (недостаток витаминов или микроэлементов, применение отдельных лекарственных средств, изменение не в лучшую сторону обменных процессов), способствующие формированию синдрома дефицита внимания, который, как известно, память не улучшает.

Причины проблем у взрослых

У взрослых причиной того, что стала плохой память, появилась рассеянность и неспособность подолгу концентрировать внимание, являются различные заболевания, приобретенные в процессе жизни:

  1. Стрессы, психоэмоциональные нагрузки, хроническая усталость и души, и тела;
  2. Острые и хронические нарушения мозгового кровообращения;
  3. Атеросклероз;
  4. Артериальная гипертензия;
  5. Дисциркуляторная энцефалопатия;
  6. Остеохондроз шейного отдела позвоночника;
  7. Вертебро-базилярная недостаточность;
  8. Черепно-мозговые травмы;
  9. Метаболические нарушения;
  10. Гормональный дисбаланс;
  11. Опухоли ГМ;
  12. Болезнь Альцгеймера;
  13. Психические расстройства (депрессия, эпилепсия, шизофрения и многие другие).

Безусловно, анемии разного происхождения, недостаток микроэлементов, вегето-сосудистая дистония, сахарный диабет и прочая многочисленная соматическая патология ведет к нарушению памяти и внимания, способствует появлению забывчивости и рассеянности.

Какие же виды расстройства памяти бывают? Среди них выделяют дисмнезии (гипермнезия, гипомнезия, амнезия) – изменения непосредственно памяти, и парамнезии – искажение воспоминаний, к которым добавляются личные фантазии пациента. Кстати, некоторые из них окружающие наоборот считают скорее феноменальной памятью, нежели ее нарушением. Правда, у специалистов может быть на этот счет несколько иное мнение.

Критерии и симптоматика УО

Под умственной отсталостью подразумевается устойчивое, трудно поддающееся обратимости замедление развития психической, интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы, которая характеризуется наличием врожденных или приобретенных в процессе жизни патологий.

Существенные ограничения в навыках, которые сопровождают малоумие, влекут за собой проблемы в области адаптивного поведения человека. Это подразумевает собой низкую приспособленность личности к окружающей среде, трудности во взаимодействии с социумом.

Вопрос о наличии интеллектуальной инвалидности необходимо рассматривать в сочетании с индивидуальными особенностями человека. Диагностируя данное психическое отклонение, следует также учитывать условия окружающей среды, в которой находится больной. Именно она определяет не только адаптацию индивида в обществе, но и психологическую поддержку, в которой такие люди нуждаются на протяжении всей жизни.

Умственную отсталость у взрослого человека определяют следующие критерии:

дефицит интеллектуального развития. Он проявляется через трудности в ходе решения повседневных проблем, невозможность абстрактно мыслить, рассуждать, обучаться на основе полученного опыта;
низкий уровень адаптивного поведения. Заключается в невозможности приспособиться к общепризнанным в обществе культурным и социальным стереотипам. Люди с психической патологией мало или совсем не адаптированы к самостоятельной жизни, испытывают сложности в процессе общения, ведении общественной жизни. Поэтому они требуют регулярной помощи и поддержки окружающих;
затруднения в сфере интеллектуального воспитания и адаптивных возможностей у олигофренов развиваются в течение всего периода заболевания

Поэтому очень важно своевременно диагностировать заболевание, первые симптомыкоторого можно увидеть в раннем детстве. Дальнейшее биологическое, психологическое и социальное развитие ребенка необходимо построить таким образом, чтобы минимизировать усугубление патологии в более зрелом возрасте

Кроме главных признаков, свидетельствующих о наличии умственной отсталости, специалисты отмечают вспомогательные, которые могут заметить окружающие больного люди:

  • неспособность решать математические и логические задачи, особенно если при этом необходимо дополнительно использовать чтение, речь и т. п. Концентрация внимания и памяти имеет невысокие показатели, что приводит к низкой степени обучаемости;
  • человек часто не понимает своих мыслей, не может внятно их выразить для окружающих. Возникают проблемы с общением – в связи с отсутствием необходимого опыта межличностных отношений ему тяжело сблизиться с окружающими, подружиться. Если это все же случается, что больной склонен к чрезмерной внушаемости и подчиненности посторонним людям;
  • низкий уровень самостоятельности – индивид может плохо ухаживать за собой, не способен организовать свой досуг, часто безответственно относится к работе, не умеет грамотно распоряжаться личными финансами; 
  • плохой контроль поведения. Вспышки агрессивности, раздражительности, злости могут возникнуть вследствие разных факторов – дискомфорта, который вызван коммуникативными трудностями или невозможностью выражения личных потребностей и желаний, социальной изолированности, общественной дискриминации и т.п.;
  • тяжелые случаи умственной отсталости у взрослых сопровождаются заторможенной моторикой, невнятной речью, низким уровнем словарного запаса;
  • ритм развития олигофренов замедленный, поэтому умственную отсталость легче всего определить в школьном возрасте ребенка;
  • в случае генетического синдрома интеллектуальной инвалидности больные имеют специфический внешний вид;
  • люди с данной патологией больше, чем остальные подвержены психическим, неврологическим и физическим расстройствам (проблемы со сном, ожирение, диабет и т. д.).

Проблемы с рабочей памятью

Рабочая память – это способность мозга сохранять и использовать соответствующую информацию во время выполнения задания, важное умение для обучения. Проблемы обучения, которые возникают при нарушении рабочей памяти, не связаны с пониманием материала

Проблемы в обучении, которые возникают при дефиците или нарушении рабочей памяти:

  1. Проблемы с решением математических задач в несколько этапов. Например, при выполнении устного задания учителя «Из 20 вычесть 10 и прибавить 5» активно работает рабочая память: ребенок производит вычисление в уме «20-10», при этом удерживая в памяти операцию «прибавить 5», далее он прибавляет «5», удерживая в памяти результат «20-10». При проблеме с рабочей памятью такие вычисления в уме сделать очень сложно.  Дети с нарушениями рабочей памяти демонстрируют трудности с заданиями, которые имеют более одно шага в их выполнении, как правило запоминают только первый и последний шаги, забывают, что надо сделать в середине.
  2. Функциональные проблемы с пониманием чтения. Ребенок не помнит предложение, которое он только что прочитал. Написание изложения или сочинения также является сложной задачей. Это требует, чтобы ребенок извлек из долговременной памяти информацию, одновременно используя грамматические и пунктуационные знания.
  3. Трудности со словесным запоминанием задания при его выполнении. Ребенку трудно удержать в голове вопрос учителя, при поиске ответа в учебнике и т.д.

Проблемы с долгосрочной памятью

Дети, у которых есть проблемы с долговременной памятью, чаще всего получают оценки, не соответствующие времени и усилиям, которые они проводят в подготовке задания.

ИСТОРИЯ

«Вчера вечером все прекрасно знал, а утром на уроке не смог ничего ответить, не вспомнил».

Нарушения долговременной памяти – неспособность быстро и эффективно вызывать информацию из долговременной памяти и хранить ее, то есть неспособность отнести понятие к какой-либо категории, хранить правила и шаблоны для их использования при решении задач (грамматические правила, шаблоны для решения примеров и задач в математике)  и др.

Что делать?

Если вы считаете, что у вашего ребенка проблемы с памятью, нужно выяснить, так ли это.  Нейропсихологическая диагностика поможет понять, какие именно трудности испытывает ребенок.  С помощью специально разработанных тестов и заданий нейропсихолог сможет определить, в чем именно проявляются нарушения: памяти, внимания, концентрации.  

Для коррекции нарушений ребенок может пройти нейропсихологическую коррекцию, которая проводится в виде игр и упражнений. Нейропсихологическая коррекция может проводиться как в группе, так и индивидуально.

При необходимости, нужно получить консультацию других специалистов: невролога, психолога, логопеда.

Характеристика памяти и ее типы

Обращаясь к определению, что такое память отмечают разносторонний характер этого понятия. В физиологическом смысле — это важнейшее свойство нервной системы. Благодаря памяти (на латинском языке memoria), хранящей информацию, происходит воспроизведение прошлого опыта в конкретный момент времени.

Выполняется определенная последовательность процессов: запоминание, сохранение, воспроизведение (включает непосредственно узнавание, воспоминание, а также собственное припоминание). Виды памяти классифицируют по различным критериям.

По степени участия воли в процессе запоминания:

  • Произвольная. Решается задача запоминания или припоминания нужной информации.
  • Непроизвольная. Запоминание не регулируется конкретной целью.

В зависимости от метода осуществления мнестических действий:

  • Непосредственная. Запоминание происходит путем заучивания.
  • Опосредованная. Предполагает использование для запоминания специальных приемов.

По форме протекания процессов:

  • Эмоциональная (аффективная). Так называемая память «чувств».
  • Моторная (двигательная).
  • Образная. Сохраняющаяся информация представлена в форме образов, передаваемых при помощи органов чувств.
  • Словесно-логическая (вербальная). Сведения, откладывающиеся для запоминания, получают с помощью слов на основе логического анализа.

По ведущему положению:

  • Зрительная память. Происходит сохранение, а затем воспроизведение в нужный момент зрительных образов.
  • Слуховая. Предполагает хорошее запоминание звуков.

По продолжительности запоминания:

  • Ложная. У человека появляются воспоминания о событиях, которых не было.
  • Кратковременная память. При обработке огромного объема информации факты, которые больше не потребуются, забывается.
  • Долговременная. Характеризуется длительным запоминанием.
  • Сенсорная. Информация возникает на доли секунды.
  • Промежуточная. Анализ и сортировка информации мозгом происходит на протяжении какого-то времени, а затем что-то остается на долговременное хранение, а ненужные знания отсеиваются.
  • Оперативная (рабочая). Способность временного хранения и необходимого в конкретный промежуток времени манипулирования информацией.

Сосудистая деменция

Проблемы с сосудами чаще всего появляются из-за их закупорки жировыми «бляшками». Старческое слабоумие чаще всего развивается у больных, имеющих кисту сосудистого сплетения либо аневризму головного мозга. Эта болезнь у мужчин встречается чаще, чем у женщин. Пожилые люди болеют ею в 6 раз чаще, чем молодые.

На ранних стадиях сосудистая форма деменции похожа на невинный невроз. Она имеет следующие признаки:

  • частая раздражительность, повышенная утомляемость;
  • небольшое снижение способности к обучаемости и незначительное уменьшение работоспособности;
  • ночные страхи;
  • бессонница;
  • мигрени.

По мере развития заболевания у человека появляются и другие симптомы. Он становится невнимательным и рассеянным, начинает испытывать депрессию и недовольство окружающими людьми. Его поведение становится инертным и нерешительным. Также у больного появляется плаксивость, эмоциональная неустойчивость. Он начинает переживать без причины по малейшему поводу. Отрицательные черты его характера постепенно становятся более выраженными.
С развитием данной формы старческой деменции больной начинает путать происходящие события, забывать имена и даты. В памяти появляются провалы, а мышление становится непродуктивным и вялым. Стремление к общению и работе пропадает.
Иногда у больных могут наблюдаться психозы с бредом и галлюцинациями, а также параноидальные проявления.

Развитие и лечение заболевания

У каждого человека УО развивается индивидуально. Своевременная диагностика дает возможность начать терапию на самом раннем этапе развития психического отклонения, что дает возможность положительного исхода терапии.

Перед оказанием помощи олигофрену необходимо учесть его индивидуальные особенности и потребности. Индивидуальный подход к каждому больному дает возможность подобрать ему максимально подходящий метод лечения. В зависимости от этого выделяют следующие методики терапии:

1. Медикаментозная. Она заключается в назначении препаратов, предотвращающих появление возможных психических расстройств (в случае, если необратимое поражение головного мозга еще не наступило), а также улучшению общего состояния внимания, памяти, восприятия.

Важную роль играет также витаминотерапия, которая способствует улучшению метаболических процессов в области центральной нервной системы.

В особо сложных случаях (грубые расстройства поведения, выраженные психозы, неврозы, затяжные депрессивные состояния) врач может принять решение о госпитализации больного в психиатрический или дневной стационар.

2. Немедикаментозная (психолого-педагогическая коррекция). Данная методика играет важную роль в социализации больного, интеграции его в общество. С этой целью больной посещает специализированную школу, где у него имеется возможность приобрести навыки, необходимые ему для нормальной жизнедеятельности. Для больных с легкой формой психического отклонения важную роль играет комплексное психотерапевтическое лечение. 

Люди, которые страдают УО, крайне нуждаются в поддержке, помощи и понимании со стороны социума. В последнее время появляется все больше специализированных учреждений, где таким больным создают максимально благоприятные условия для их жизни и деятельности.

Проблема состоит в другом – отношение окружающих к олигофренам

Важно помнить одно: сформировать из умственно отсталого человека гармоничную, целостную личность можно только с помощью понимания, терпения, толерантности и настойчивости

Приём ведут врачи:

Выберите филиал“Династия” на Новочеркасском пр-те, Красногвардейский район“Династия” на Ленина, Петроградский район“Династия” на Репищева, Приморский район“Династия” во ВсеволожскеВыездная служба

Детские специалисты

Консультирует онлайн

Абдуллаев Теймур Ровшанович
Психотерапевт, психиатр, сексолог, высшая категория

Голубева Елена Викторовна
Психиатр, психиатр-геронтолог

Давтян Степан Эдуардович
Психиатр, кандидат медицинских наук, высшая категория

Десслер Ольга Владимировна
Психотерапевт, психиатр

Добек Виктор Аркадьевич
Психиатр, психотерапевт, высшая категория

Елисеенко Лариса Владимировна
Психиатр, высшая категория

Кондаков Станислав Вадимович
Психиатр, психотерапевт, высшая категория

Корсакова Наталия Викторовна
Психиатр, нарколог, первая категория

Митрофанов Алексей Юрьевич
Психиатр, психотерапевт, кандидат медицинский наук, высшая категория

Москалёв Александр Романович
Психиатр

Поляков Юрий Израилевич
Психиатр, психотерапевт, нарколог, доктор медицинских наук, научный руководитель сети клиник «Династия»

Полякова Галина Юрьевна
Психиатр, психотерапевт, нарколог, кандидат медицинских наук, руководитель сети клиник «Династия»

Сипович Владислав Алексеевич
Психиатр, психотерапевт, нарколог, высшая категория

Соляник Максим Александрович
Психиатр, психотерапевт, кандидат медицинских наук, главный врач психиатрического стационара

Тактайкин Андрей Игоревич
Психотерапевт, психиатр, первая категория

Титкова Татьяна Валерьевна
Психиатр, высшая категория

Точилов Владимир Антонович
Психиатр, доктор медицинских наук, профессор

Цомая Георгий Эдуардович
Психотерапевт, высшая категория

Болезнь Альцгеймера

Данное заболевание относится к атрофической деменции. Риск развития этой болезни передается по наследству. При желании его можно существенно снизить. Для того необходимо с детского возраста заниматься музыкой и изучением иностранных языков. Чаще всего болезнь развивается у людей в возрасте семидесяти лет. Вызвать ее развитие способны следующие провоцирующие факторы:

  • отравление нейротоксическими веществами;
  • кислородное голодание головного мозга;
  • различные травмы головы.

К развитию болезни приводит нарушение биохимического обмена глюкозы, который провоцирует образование в мозге многочисленных «бляшек», вызывающих отмирание нервных клеток. Наличие у больного очагов поражения мозга способно стать причиной появления у него тотального слабоумия.
Первым признаком этого заболевания становится появление нарушений памяти. Сначала они не слишком заметны. У больного наблюдается рассеянность и легкая забывчивость. Через некоторое время из его памяти начинают полностью «выпадать» события, которые произошли недавно. А вот прошлое он вспоминает быстро и легко. Однако со временем больной начинает забывать и прошлое. В конце концов он утрачивает способность вспоминать необходимую информацию.
Новую информацию престарелые больные люди усваивают с большим трудом. Они не могут ориентироваться во времени и пространстве, не в состоянии вспомнить день недели и число, а также понять, в каком месте они в данный момент находятся. Одновременно с этим у них нарушается осязание, зрение и слух. Они не могут узнать своих родных и вспомнить окружающую обстановку. На последних этапах заболевания пожилые люди утрачивают способность адекватно воспринимать даже самих себя.

Постепенно проявляются симптомы деменции и в профессиональной сфере. Сначала больные теряют сложные умения и навыки, а потом начинают испытывать проблемы с самообслуживанием.
На ранних стадиях болезни пациенты обычно ведут себя оживленно, даже несколько суетливо. Потом их «подвижность» сменяют однообразные, совершенно простые движения, речь также становится более примитивной.
В эмоциональном плане расстройства начинаются с глобального недовольства собой, связанного с профессиональной непригодностью. На первом этапе заболевания больной понимает имеющиеся у него проблемы и старается решить их любыми доступными способами. По мере прогрессирования болезни его самокритичность уменьшается, рассуждения и увлечения становятся более примитивными. Человек становится обидчивым и замкнутым, начинает испытывать безразличие к окружающему его миру.

Причины плохой памяти

Возможной причиной ухудшения памяти являются вредные привычки, такие как употребление алкоголя (речь не идет о чуть-чуть и по праздникам) и табакокурение (после отказа от курения, лично сам ощутил изменения к лучшему, и не только в памяти —  улучшилась концентрация внимания и наблюдательность). О вреде курения и алкоголя сказано и написано много, и вы сами все прекрасно понимаете. Если вам дорога ваша память и здоровье в целом, бросайте эти пагубные привычки!

Плохая память может быть признаком информационной перегрузки. Переизбыток информации приводит к поверхностному восприятию этой информации. Большое количество всевозможной информации порождает нежелание, а дальше и неумение концентрироваться на одном источнике (порой некоторые люди умудряются, разговаривая по телефону, смотреть телевизор и при этом еще активно искать в интернете необходимую им информацию)

А если вы не сможете сконцентрировать свое внимание на предмете запоминания, вам будет нечего запоминать

Еще одной причиной плохой памяти является неправильное питание. «Питание для памяти» – это витамины и микроэлементы, которые ускоряют биохимические процессы в головном мозге человека, оказывают стимулирующее воздействие на клетки головного мозга. Учеными давно выяснили — правильное питание сохраняет и улучшает память.

Нехватка кислорода в крови – еще одна причина плохой памяти. Достаточное насыщение организма кислородом обеспечивает высокую работоспособность и активность головного мозга, а, следовательно, и хорошую память. Чаще бывайте на природе, дышите свежим воздухом, занимайтесь спортом.

Часто причиной ухудшения памяти становится плохое самочувствие, депрессия, беспокойство и стресс. Все это сужает восприятие внешнего мира, до рамок внутренних переживаний. Память слабеет и ухудшается пропорционально беспокойству человека. Сохраняя спокойствие, вы сохраняете возможности своей памяти, а переживая даже по поводу своей забывчивости, вы тем самым только усложняете ситуацию.

То, что вы не высыпаетесь в достаточной мере, тоже может быть причиной плохой памяти. Без здорового сна память на химическом уровне не может работать в полную силу. К тому же спать нужно ночью (именно в темное время суток происходит полное восстановление клеток головного мозга), так как человек настроен на биологические ритмы смены дня и ночи.

Ухудшение памяти может быть первым симптомом приближающихся тяжелых заболеваний, таких как рассеянный склероз, болезнь Паркинсона, Альцгеймера. Поэтому если у вас возникли проблемы с памятью и еще ряд признаков говорит о «подкрадывающемся» недуге, необходимо обратиться к врачу.

Иногда причиной того, что мы не можем что-то запомнить, является отсутствие интереса к предмету, а не плохая память. Это легко заметить и просто отследить

Обратите внимание, как вы запоминаете информацию, связанную с любимым делом, с вашими увлечениями и хобби. Если вы легко держите в голове огромный массив информации по увлекающей вас теме, если по памяти с легкостью воспроизводите какие-либо схемы и апеллируете кучей чисел и специальными терминами и при всем этом не потратили на зубрежку и запоминание этой информации ни минуты – не стоит говорить, что у вас плохо с памятью

Просто то, что вы не можете запомнить, вас не сильно волнует и интересует, а это не помогает сосредоточиться, поэтому на запоминание уходит много времени и энергии.

Конечно, основная причина плохой памяти – это неумение ей пользоваться. Память человека работает по своим законам, применяя которые вы облегчаете себе запоминание и припоминание информации (даже той, к которой отсутствует интерес). Существуют различные способы и приемы развития памяти (грамотное повторение информации, ассоциации, умение получать впечатления от информации, которую запоминаете, умение её извлечь из памяти, и т. д.), упражнения на развитие памяти, позволяющие улучшить способность к запоминанию и эффективному извлечению информации. Так, что умение запоминать и припоминать  — не дар свыше, это навык, которому можно научиться.

Причины плохой памяти у разных людей не могут быть одинаковы. Помощь в случае ухудшения памяти зависит от тех причин, которые вызвали это расстройство. Выяснив причин(у)ы, вы всегда сможете принять конкретные меры и вовремя восстановить теряющую силу память.

Хорошей вам памяти!

P.S. Постоянно поддерживать ум и память в отличном состоянии поможет онлайн тренажер и упражнения по нейробике. Читайте — «Нейробика – зарядка для ума!»

Старческая потеря памяти: причины

Потеря памяти у пожилых людей в значительной мере зависит от того, какие факторы спровоцировали данное заболевание. Выделяют две группы причин: физиологические и психологические.

Физиологические причины потери памяти:

  • травмы головы;
  • нарушения процесса обмена веществ;
  • проблемы с кровообращением;
  • хронические заболевания, которые долгое время оказывают пагубное влияние на организм в целом и кору головного мозга в частности;
  • возрастные патологии мозга;
  • расстройства (разной степени тяжести) нервной системы;
  • различные инфекционные заболевания;
  • регулярный недостаток сна;
  • монотонная работа, связанная с сидячим образом жизни;
  • перенесенный инсульт или инфаркт.

К психологическим причинам относятся:

постоянные стрессы;
меланхолия;
недостаточное внимание со стороны близких и друзей;
перевозбуждение организма, что в конечном итоге ведет к усталости и переутомлению.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector